Лесков Николай Семёнович. Русский писатель.
    Биография Библиотека Музеи Галерея
 
Библиотека

Как Николай Лесков о евреях писал.

Ровно 130 лет назад по югу России прокатилась суровая волна жесточайших еврейских погромов. Нашему народу они принесли неисчислимые беды. Но они тем не менее заставили царское правительство, которое, как известно, совершенно не испытывало любви к евреям, заинтересоваться их положением в стране. В результате была создана особая комиссия для выяснения причин, породивших погромы. Возглавил комиссию граф Константин Иванович Пален, бывший министр юстиции, а затем - член государственного совета, имевший большие заслуги перед Россией.

Как решать серьезную еврейскую проблему? Почему она возникла в России? С чего начать действовать в этой области? На эти сложнейшие вопросы и должна была дать ответы комиссия Палена.

Многие реакционные деятели считали, что в погромах виноваты сами евреи. Они, мол, провоцируют русских людей к выступлениям против евреев. Это ответ народа на безудержную эксплуатацию со стороны евреев, и надо отгородиться от всего, что несет с собой эта нация. В отличие от реакционеров либералы требовали, чтобы еврейский вопрос решался в общем процессе развития России, чтобы у евреев были равные права со всеми другими российскими народами.

Еврейская община Петербурга не желала стоять в стороне от такого важного дела. Она старалась по возможности оказывать влияние на деятельность комиссии. Для этого члены общины решили обратиться к группе русских писателей с просьбой подготовить материалы о разных сторонах жизни и деятельности еврейского народа в российских условиях того времени. Среди этих писателей был и Николай Семенович Лесков. Юрист Петр Розенберг лично пришел к знаменитому писателю и предложил ему для разработки тему о быте и нравах евреев. На первый взгляд этот выбор был странен. Совсем недавно Лесков издал рассказы "Рекушанский меламед" и "Жидовская кувырколлегия", где вывел своих персонажей евреев совсем не в лучшем виде. Его даже обвиняли в антисемитизме. Тем не менее еврейское общество было уверено, что если Лесков возьмется за работу, это будет правдивый, глубокий и объективный рассказ о жизни евреев России. Работа заинтересовала писателя, он счел ее своевременной и нужной, и не стал от нее отказываться. Отложив все свои дела, Лесков сел за написание новой необычной книги. И надо сказать, что в своей работе он вышел далеко за рамки предложенной ему тематики. Большой очерк, написанный русским писателем, свидетельствует о глубоком знании жизни еврейского народа, об огромном уважении к нему, о стремлении помочь ему в тяжелейших условиях царской России.

На написание труда "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу" у Лескова ушел весь 1883-й год. Объем книги составил пять печатных листов. Она была издана в количестве всего 50 экземпляров без указания имени автора, и предназначалась только для членов комиссии Палена. Но неординарная работа писателя быстро вышла за пределы комиссии и стала известна многим ученым и литераторам. Они оценили ее по достоинству. Высокий отзыв о ней дал, к примеру, знаменитый историк Владимир Соловьев. Он отметил, что "...по живости, полноте и силе аргументов это лучший по этому предмету трактат".

Труд Лекскова повлиял на выводы комиссии, но затем был надолго забыт. Более тридцати лет очерк Лескова не переиздавался. Случайно рукописный авторский экземпляр книги в 1916 году попал к известному еврейскому историку Юлию Гессену. Он сумел издать ее уже при советской власти в 1919 году в Петроградском государственном издательстве тиражом 60 тысяч экземпляров. На обложке стояло имя автора и его портрет. Книгу предваряло предисловие Гессена, высоко оценившего труд русского писателя, и засвидетельствовавшего, что книга печатается полностью, без купюр. Тираж разошелся мгновенно, и книга стала библиографической редкостью.

С тех пор на протяжении 71 года эта книга Лескова находилась в советской стране под негласным запретом, и не входила ни в одно собрание сочинений писателя. Знаток творчества Николая Лескова известный литературовед Лев Аннинский попытался включить отрывки из книги "Еврей в России" в сборник публицистики писателя, составителем которого являлся. Но советская цензура их не пропустила. Тогда Лев Аннинский решил предложить труд Лескова зарубежным издательствам. Но оказалось, что и в Америке, и в Канаде он давно издан и хорошо известен специалистам. Только в 1990 году в московском издательстве "Книга" была издана 30-страничная брошюра, составленная из фрагментов книги Лескова. Это примерно четвертая часть всей книги. Но и это был большой успех: после долгого забвения книга, наконец, пусть и не полностью, но пришла к читателю. Здесь надо сказать прежде всего о заслуге литературоведа Льва Аннинского, добившегося издания труда Лескова, подготовившего брошюру к печати, написавшего вступительную статью, в которой коротко рассказал об истории создания этого сочинения.

В том же 1990-ом брошюра "Еврей в России" появилась на прилавке центрального книжного магазина Симферополя, города, где я жил. Расхватали ее мгновенно - тема уж больно актуальная, не устаревшая со времен Лескова. К тому же интриговали и имя автора, и название сочинения. Самые заядлые знатоки и книголюбы даже понятия не имели об этом произведении Лескова. Для многих оно явилось настоящим открытием.

О значимости труда Николая Лескова свидетельствует тот факт, что многие проблемы, затронутые классиком, являются актуальными и в наши дни.

* * *

Пожалуй, нет такой стороны жизни, связанной с еврейским народом, о которой не сказал бы своего веского слова знаменитый писатель. Давайте перелистаем некоторые страницы лесковского очерка.

Начинается он с общей характеристики, которую автор дает еврейской нации: "Но действительно ли евреи такие страшные и опасные обманщики или "эксплуататоры", какими их представляют? О евреях все в один голос говорят, что это "племя умное и способное", причем еврей по преимуществу реалист, он быстро охватывает во всяком вопросе самое существенное и любит деньги как средство, которым надеется купить и наичаще покупает все, что нужно для его безопасности".

Лесков гневно выступает против обвинения евреев в том, что они "...распаивают русский народ". "Обратимся к статистике, - предлагает писатель. - Оказывается, что в великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем таких же случаев в черте оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства... И так стало не теперь, а точно так исстари было".

"Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев, - пишет далее Лесков - принадлежат самому новейшему времени, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными: на них возложено много обвинений, почему бы не возложить еще одно? Это и сделали". И вот точный вывод, который делает писатель, оправдывая евреев и обвиняя государство в спаивании своего народа: "...Распойство русского народа совершилось без малейшего еврейского участия, при одной нравственной неразборчивости и неумелости государственных лиц, которые не нашли в государстве лучших статей дохода, как заимствованный у татар кабак". Важная сторона жизни еврейского народа - его стремление к образованию. Именно образование дает возможность занять более высокое положение в обществе. Вот что об этом написал Лесков: "Как только при императоре Александре Втором было дозволено евреям получать не одно медицинское образование в высших школах, а поступать и на другие факультеты университетов и в высшие специальные заведения, - все евреи среднего достатка повели детей в русские гимназии. По выражению еврейских недоброжелателей евреи даже "переполнили русские школы"....Евреи без малейших колебаний пошли учиться по-русски, и, мало того, получали по русскому языку наилучшие отметки....Евреи проходили факультеты юридический, математический и историко-филологический, и везде они оказали успехи, иногда весьма выдающиеся....Еврей учился прилежно, знал, что касалось его предмета, жил не сибаритски и, вникая во всякое дело, обнаруживал способность взять его в руки и "эксплоатировать", т.е. получить с него возможно большую долю нравственной или денежной пользы".

Тем не менее евреи по-прежнему остаются одним из самых бесправных народов России, несмотря на проявляемый ими патриотизм. "Если же есть евреи, которые не любят Россию, - пишет Лесков, - то это понятно: трудно пламенеть любовью к тем, кто тебя постоянно отталкивает. Трудно и служить такой стране, которая, призвав к служению, уже наперед предрешает, что их служение бесполезно, а заслуга и сама смерть еврея на военном поле не стоят даже доброго слова. Не обидно ли, что когда русскому солдату напоминают пословицу, что "только плохой солдат не надеется быть генералом", то рядом с ним стоящему в строю солдату-еврею прибавляют: "а ты, брат, жид, - до тебя это не касается..." И затем, после такого военного красноречия ведут рядом в огонь обнадеженного русского и обезнадеженного еврея... Не знаешь, чему больше удивляться: этой бестактности или этой несправедливости, каких не позволяют себе люди нигде, кроме как в России... Пусть сегодня отнесется к ним Россия как мать, а не как мачеха, и они сегодня же готовы забыть все, что претерпели в своем тяжелом прошлом, и будут ей добрыми сынами".

Острое негодование писателя вызвало отношение русской прессы к еврейскому народу. Вот что он написал об этом: "К стыду русской печати был случай, что одна распространенная газета, воспроизводя доказанное известие об изнасиловании буянами вместе с полицейскими солдатами двух еврейских женщин и одной девушки, нашла даже цинические шутки для смягчения события и одобрила, что евреи выдержали и это... Вести себя так, чтобы шутить по поводу таких злодейств, значит - ругаться сердцу человека". Трудно высказаться более красноречиво и выразительно.

Лесков самого высокого мнения о моральных, человеческих качествах еврейского народа. Он говорит: "Духу евреев не чужды героизм и отвага, доходившие до изумительного бесстрашия. Евреи не раз оказывали замечательную преданность государствам, которых они считали себя согражданами... Еврей способен к высшей патриотической жертве в соучастии с иноплеменными людьми, среди коих он живет".

Русского писателя восхищают качества, которые он смог наблюдать у нашего народа: "Евреи трудолюбивы, бережливы, чужды мотовства, празднолюбия, лености и пьянства, между тем всеми признано, что эти пороки очень сильно распространены среди многих народов иного племени... Еврейство поставляет немало личностей, склонных к высокому альтруизму, для осуществления идей которого известные лица еврейского происхождения жертвовали собой так же, как и христиане... Нам известны евреи философы и гуманисты, прославившиеся как благородством своих идей, так и благочестием своей жизни, полной труда и лишений".

* * *

Я обильно процитировал целые куски из работы Лескова, чтобы читатель смог хоть немного проникнуться духом этого сочинения. Сложные лесковские обороты, слова, которые в наше время вышли из употребления, все это помогает нам перенестись в ту далекую эпоху. Перечитываю лесковский очерк, и мне приятно видеть высокие слова, лестные определения, которые дает русский писатель моему народу. Но порой бывает стыдно за те уничижительные, даже оскорбительные оценки, которые в наше время даем себе сами. Думаю, надо соответствовать...

Через 120 лет после написания Лесковым своего сочинения "Еврей в России" еще один русский писатель решил заняться еврейской темой: Александр Солженицын издал объемистый двухтомный труд "200 лет вместе". Но как же отличается этот труд от лесковского! Извратив многие факты и события, Солженицин постарался выставить евреев как можно в более неприглядном виде. То, что опровергал Лесков, что стало достоянием истории, снова вытаскивал на свет божий наш современный писатель. Как это было два века назад, так и в наши дни Солженицын утверждал, что евреи спаивают и постоянно обманывают русский народ, что они сами виновны в ненависти к ним русских, и тем самым вызывали на себя погромы, что процентная норма приема в учебные заведения являлась справедливой и т.д. И словно полемизируя с ним Лесков пишет: "...огульное обвинение всего еврейства в самом высшем обманщичестве может представляться сомнительным". В общем, позиция, на которой стоял автор в ХIХ веке, представляется гораздо более прогрессивной и современной, чем у писателя, заставшего век ХХI-й.

До того, как я не познакомился с сочинением Лескова о евреях, он не относился к числу моих любимых писателей. А прочитав, проникся к нему таким почтением, что готов изучать каждую написанную им строку. Труд русского писателя не только является бесценным источником по изучению жизни евреев в России ХIХ века, но ставит такие вопросы, высказывает такие мысли, которые актуальны и в наше время.

Олег Шустер
Еженедельник «Секрет»

По теме: «Жидовская кувырколлегия», рассказ Н.С. Лескова.

 

    Биография Библиотека Музеи Галерея О проекте Контакты  
 
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

© LESKOV.org.ru 2015


Группа Лесков Николай Семенович facebook. Группа Лесков Николай Семенович вКонтакте.

Levsha.org.ru
^ Наверх