|  Старые годы в селе Плодомасове.Очерк третий. Плодомасовские карлики.Глава седьмая. Николай Афанасьевич улетает, и с ним улетает старая сказка.  «Старые годы в селе Плодомасове».              Очерк 1. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 Очерк 2. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
 Очерк 3. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - Примечания - Приложение
 Марья Афанасьевна стала собираться. Все встали с места, чтобы проводить маленьких гостей, и беседа уже казалась совершенно законченною, как вдруг дьякон Ахилла опять выступил со спором, что Николай Афанасьевич не тому святому молебен служил. — Это, отец дьякон, не мое, сударь, дело знать,— оправдывался, отыскивая свой пуховый картуз, Николай Афанасьевич.— Я в первый раз пришел в церковь, подал записку о бежавшей рабе и полтинник; священник и стали служить Иоанну Воинственнику, так оно после и шло. — Плох, значит, священник. — Чем? чем? чем? Чем так, по-твоему, плох этот священник?— вмешался неожиданно кроткий отец Бенефисов. — Тем, отец Захария, плох он, что дела своего не знает,— отвечал Бенефисову с отменною развязностью Ахилла.— О бежавшем рабе нешто Иоанну Воинственнику петь подобает? — Да, да! А кому же, по-твоему? Кому же? Кому? — Кому? Ведь, слава тебе господи, сколько, я думаю, лет эта таблица перед вами у ктитора на стене наклеена; а я ведь по печатному читать разумею и знаю, кому за что молебен петь. — Да! — Ну и только! Федору Тирону, если вам угодно слышать, вот кому. — Ложно осуждаешь: Иоанну Воинственнику они праведно служили. — Не конфузьте себя, отец Захария. — Я тебе говорю: правильно. — А я вам говорю: понапрасну себя не конфузьте. — Да что ты тут со мной споришь! Ишь! ишь!.. спорщик какой! — Нет, это что вы со мной спорите! Я вас ведь, если захочу, сейчас могу оконфузить. — Ну, оконфузь. — Ей-богу, оконфужу! — Ну, оконфузь! — Ей-богу, ведь оконфужу, не просите лучше, потому я эту ктиторскую таблицу наизусть знаю. — Да ты не разговаривай, а оконфузь, оконфузь!— смеясь и радуясь, частил Захария Бенефисов, глядя то на дьякона, то на чинно хранящего молчание отца Туберозова. — Оконфузить? извольте,— решил Ахилла и сейчас же, закинув далеко за локоть широкий рукав, загнул правою рукой большой палец левой руки, как будто собирался его отломить, и начал: — Вот первое: об исцелении отрясовичной болезни — преподобному Марою. — Преподобному Марою,— повторил за ним, соглашаясь, отец Бенефисов. — От огрызной болезни — великомученику Артемию,— вычитывал Ахилла, заломив тем же способом второй палец. — Артемию,— повторил Бенефисов. — О разрешении неплодства — Роману Чудотворцу; если возненавидит муж жену свою — мученикам Гурию, Самону и Авиве; об отогнании бесов — преподобному Нифонту; от избавления от блудныя страсти — преподоб ному Мартемьяну... — И преподобному Моисею Угрину,— тихо вставил до сих пор только в такт покачивавший своею головкой Бенефисов. Дьякон, уже загнувший все пять пальцев левой руки, секунду подумал, глядя в глаза отцу Захарии, и затем, разжав левую руку, чтобы загибать ею пальцы правой, произнес: — Да, можно тоже и Моисею Угрину. — Ну, теперь продолжай. — От винного запойства — мученику Вонифатию... — И Мовсею Мурину. — Что-с? — Вонифатию и Мовсею Мурину,— повторил отец Захария. — Точно,— подтвердил дьякон. — Продолжай. — О сохранении от злого очарования — священномученику Кипрняну... — И святой Устинии. — Да позвольте же, наконец, отец Захария! — Да нечего мне тебе позволять, русским словом ясно напечатано: «и святой Устинии». — Ну, хорошо! ну, и святой Устинии, а об обретении украденных вещей и бежавших рабов (дьякон начал с этого места подчеркивать свои слова) Федору Тирону, его же память празднуем семнадцатого февраля. Но только что Ахилла вострубил свое последнее слово, как Захария, тою же своею тихою и бесстрастною речью, продолжал чтение таблички словами: — И Иоанну Воинственнику, его же память празднуем десятого июля. Ахилла похлопал глазами и проговорил: — Точно, теперь вспомнил: есть и Иоанну Воинственнику. — Так о чем же это вы, сударь, отец дьякон, изволили спорить?— спросил, протягивая на прощанье свою ручку Ахилле, Николай Афанасьевич. — Ну, вот поди же ты, говори со мной! Дубликаты позабыл, вот из чего спорил,— отвечал дьякон.   «Старые годы в селе Плодомасове».   Очерк 1. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 Очерк 2. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
 Очерк 3. Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - Примечания - Приложение
 |